NETNATION



Версия для печати

NetNation

Урок




1. Глухая борьба против Указа N 737/99 и соответствующего ему Законопроекта "О внесении изменения в статью 4 закона Украины "О предпринимательстве" завершилась победой здравого смысла. Произошло это в первый же день осенней сессии Верховного Совета страны. Напомню: Указ и Законопроект предписывали всем провайдерам телекоммуникационных услуг приобретение спецоборудования для снятия информации с каналов связи и построение выделенных линий к спецотделам "контролирующих органов". Причем в таких масштабах, чтобы "органы" могли дублировать на себя практически весь трафик. Чтобы в любой момент не только могли определить, кто и кому посылает сообщение, но и гарантированно ознакомиться с его содержанием. И всё это ставилось непременным условием лицензирования: Как ни печально, к борьбе этой было подключено очень немного людей. И ещё меньшее число массовых изданий решилось на попытку протеста. И среди них не было, кажется, ни одного специального.
Теперь этих немногих людей больше на 252: именно таким числом голосов (против всего 20-ти защитников перлюстрации!) парламент "прокатил" мрачный законопроект. И все эти 252 - депутаты. Что вселяет надежду.

Но одновременно и приводит к грустным размышлениям. Потому что всё технологической сообщество страны, то есть все наши родные "электронные" фирмы (которых в одной столице, если не ошибаюсь, уже за полтысячи штук!), все высоколобые академические институты, все блестящие представительства, все профессиональные конференции да юзерские сообщества - за предшествующие два с половиной месяца не смогли, не в состоянии оказались выделить из своей среды и десятой доли от того числа людей, которое представил для защиты их прав и интересов Верховный Совет. То есть таких людей, которые бы активно и публично, а не на кухне да в "нодовских" побрюзгиваниях - противостояли бы попытке законодательного закрепления информационного террора.

Хотелось бы теперь, во избежание двусмыслиц и толкований, на которые так горазды отечественные чиновники, прокомментировать происшедшее специально для провайдеров Интернет, мобильной связи и "других сетевых услуг". Включая и тех уважаемых провайдеров, которые ещё задолго до предполагаемого вступления Указа 737/99 в силу ринулись закупать оборудование для снятия информации с собственных каналов, исповедуя тот принцип, что "лучше прогнуться раньше самому, чем быть прогнутым позже насильно"...

Итак. Никто не обязан устанавливать у себя никакую аппаратуру помимо собственного желания. Никто не обязан передавать какую-либо информацию о клиентах, либо их почту (кэш, лог-файлы, трафик, пароли, - добавьте здесь любые возможные варианты) кому-либо, будь это хоть сам Господь Бог, без однозначной и оформленной по всем правилам санкции прокурора. Эта санкция есть единственное исключение. Причем санкция эта, в случае её появления, может иметь касательство лишь до совершенно конкретного лица (либо совершенно конкретной группы лиц, или фирмы), и должна быть в явном виде ограничена во времени (до 10 дней).

И если "товарищи в штатском" пытаются подписать с вами какой-либо юридический документ в обход этого принципа, - к примеру "договор о сотрудничестве", - вы спокойно можете предложить им пойти подышать свежим воздухом. Потому что все остальные ваши взаимоотношения четко и исчерпывающе определены в:
1) Конституции страны;
2) Всеобщей декларации прав человека;
3) Европейской конвенции по правам человека;
4) Международном Пакте о гражданских и политических правах. Где писано черным по белому: "Цензура запрещена";"Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом";
"Никто не может подвергаться произвольному вмешательству: в тайну его корреспонденции";
"Запрещается сбор сведений о личности без её предварительного согласия за исключением случаев, предусмотренных Законом".
Три последних документа ратифицированы Верховным Советом Украины и имеют статус Законов, а Конституция - является Основным Законом страны, и ни один законодательный акт не вправе ей противоречить. И если вам показывают некий ведомственный указ, где написано иное, а по улице при этом не грохочут танки - то ваша прямая обязанность обратиться в Конституционный Суд. Потому что речь в конце-концов идёт не о вас. А о ваших клиентах, которые худо-бедно, но вас же и кормят. И которых поэтому вы предавать из чистой любви к искусству перлюстрации - просто не в праве.

2. Урок, продемонстрированный парламентом нам с вами, господа - специалистам, менеджерам, организаторам high-tech - говорит об одном: пора подумать о смысле нашей деятельности, нашего "броуновского движения". Да, мы отстаём от Запада на несколько лет. Да, в Украине - самый низкий в Европе (и один из самых низких в мире) показателей затрат на информатизацию. Однако то, что власть уже пытается поставить нас под контроль, придавить - говорит о том, что отрасль выросла из коротких штанишек и начала представлять для чиновничества корыстный интерес. Когда я говорю "власть" - я не имею в виду лично Президента, которому подсунули на подпись малопонятный проект (возможно - в целой стопке иных не совсем прозрачных проектов). И даже не имею в виду лично того генерала, который последние полгода мучался неразрешимым вопросом о том, как бы гарантировано "спихнуть" горы залежалого, закупленного на бюджетные деньги спецоборудования. Я имею в виду безличную, ненасытную, неимоверную пирамиду чиновничества. Пирамиду, ежедневно и ежечасно пожирающую вещи и идеи, которые создавались не только без её участия, но и без её самомалейшей помощи. Я вижу только одну альтернативу этому, господа - дальнейшее соблюдение информационной демократии. И активное наше с вами участие в процессе этого соблюдения. Каковому процессу может помочь лишь трезвомыслие. Лишь кропотливое и неустанное разъяснение чиновникам, что такое технический прогресс, права человека и Мир без границ. С одной стороны. И кропотливые и неустанные же попытки уменьшить количество чиновничества при помощи стремительно развивающихся технических решений - с другой. Я прекрасно понимаю, что сформулированная мною цель в значительной степени утопична. Но это тот самый случай, когда само движение к цели - есть всё. Когда последовательное стремление к идеалу приводит реальную жизнь хотя бы к равновесию. Хотя бы к возможности существования. И единственный действенный механизм, который природа придумала для такого движения, есть образование политической партии. В данном случае - партии кибер-либертариев. Партии, членство в которой уже сегодня может быть массовым, причем не в стадном, но в интеллектуальном смысле. В руководство которой могли бы войти наиболее состоявшиеся, популярные и независимые лидеры high-tech. Партии, которая не претендовала бы на захват власти, но способна была бы выдвинуть в парламент хотя бы нескольких депутатов-профессионалов, обладающих достаточно широким кругозором и в минимальной степени заангажированных режимом. Которая могла бы генерировать для Парламента технические решения и проекты специальных Законов, принятие которых, к сожалению, пока неизбежно в нашей "запретительной системе мышления". Партии кибер-либертариев, главная задача которой в ближайшие годы была бы - служить останавливающей силой для "технологического идиотизма", и просветительской - для всех, кто хоть в малой степени начинает осознавать перспективы мирового развития.

Юрий Радченко
Журналист, спецкор "Computer World/Kiev"
Член Украинской секции Международного общества прав человека


Webmaster
(c) I.A. K.I.S.S.