NETNATION



Версия для печати

NetNation

Интернет под колпаком




"Глубокое беспокойство" отсутствием в стране тотальной перлюстрации охватило кабминовских чиновников. В результате Президент подмахнул Указ, нарушающий Конституцию и идущий в противоречие Декларации Прав Человека

Когда государство долгие годы тщательно поддерживается в режиме "переходной экономики", и, соответственно, совершенно временщически управляется - то нравы субъектов власти всех эшелонов - от низшего до высшего - сильно деградируют. И очень быстро наступает момент, когда такие словосочетания, как "права человека>, "Конституция> или "естественное право> вызывают или грустное покачивание головой, или истерический хохот - в зависимости от того, к кому обращены. В нормальных странах этот процесс развращения власти приводит к революциям. (О, нет-нет, не то, что вы подумали: я по большей части имел в виду как раз революции бархатные да технологические. Хотя: Но нет, нет!..) В ненормальных... Но не будем о грустном.

Маша и Гарант
Я имею высокое счастье жить здесь 37 лет, и никогда не значился ни в списке видных политиков, ни в числе смертельно опасных для государственности персон. Но за последние 10 лет я не получил по почте ни одного невскрытого письма. Безусловно, я понимал, что это - никакие не спецслужбы, а по крайности тетя Маша ищет в конверте гривну (рубль, доллар - в зависимости от обратного адреса). Мне так всё время и объясняли: конверт, мол, был негабаритный (лежал с краю пачки; истерся в прах в процессе транспортировки; саморасклеился от жары, после чего небрежно скамозаклеился от холода - возможны варианты). Но менее гадко от этого не становилось. Потому что, в отличие от тети Маши, я имел глупость неоднократно читать местную Конституцию. А там черным по белому было написано, что Государство, чиновником коего помянутая тётя состоит, гарантирует мне тайну переписки. Выходило так, что плевала тётя на Государство, как только хотела. Но с тети Маши что взять? Конституции она, как уже упоминалось, не читала; о факте присоединения Украины к странам, подписавшим Всеобщую Декларацию прав человека, представления не имеет. И существует ли она (тётя) вообще - никому доподлинно не известно. А когда выяснилось, что помянутая виртуальная тётя являет собой только последнее звено в длинной технологической цепочке, при помощи которой родное Отечество с незапамятных времен, мягко говоря, убеждается в отсутствии пластиковых бомб в почтовых отправлениях - я, например, просто перешел на почту электронную, т.н. "E-mail". Тем более что всё большая доля почты в последние годы распространяется в электронном виде, и почтовый адрес в Интеренет имеет каждая уважающая себя организация. Так что с почтальонши взятки гладки.
Но вот когда Гарант Конституции за сутки до истечения "Переходных положений" подписывает Указ, согласно которому во всей стране (при внешне совершенно безоблачном небе) внедряется режим тотальной перлюстрации- тут уж, право, не знаешь, что и сказать. Потому что с одной стороны в "Переходных положениях" нигде не записано, что Указы Президента могут нарушать основные нормы Конституции. А с другой - перлюстрационные товарищи так рванулись выполнять Указ ещё до вступления его в силу - что в серьёзности намерений сомнений не осталось.

Колпак с комментариями

А так, сразу - и не скажешь. Умеют у нас Указы называть таким образом, что черта с два будущий аналитик раскопает по ключевым словам в заголовке. Например: "Про лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности". Читаем.
"С целью защиты интересов государства в сфере связи: постановляю:
1. Определить, что деятельность, связанная с предоставлением услуг по передаче данных в сетях связи общего пользования, может осуществляться только при наличии лицензии, которая выдаётся в порядке, установленном законодательством.
2. Определить, что одним из лицензионных условий предоставления услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов), услуг по передаче данных в сетях связи общего пользования и технического обслуживания сетей теле-, радио и проводного вещания в пределах промышленной эксплуатации - есть укомплектование субъектом предпринимательской деятельности - оператором связи системы связи, функционирование которой он обеспечивает, специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи.
3. Поручить Кабинету Министров Украины предоставить официальные разъяснения касательно этого Указа.
Президент Украины Л. КУЧМА.
Г. Киев, 27 июня 1999 года.
N 737/99

Стиль, как видите, несколько суховат, и как всегда, возможны десятки толкований, так что авторство - вне подозрений. Неувязочка вышла только с поручением Кабмину: на самом деле ещё не понятно, кто кому "поручил". Вернее - кто кому в последний, "пожарный" день подсунул на подпись. Потому что соответствующая реакция Кабмина в лице служебной записки заведующего отделом информационных систем В. Фурашева - Министру Кабинета Министров А. Толстоухову - датирована, как это ни парадоксально, более чем полумесяцем ранее: 09.06.1999 года. И тут уж всплывает на поверхность совершенная конкретика. "Стремительное распространение компьютерной сети "INTERNET" в Украине - горько жалуется товарищ Фурашев господину Толстоухову - в условиях отсутствия действующих законодательных и нормативных документов в этой сфере деятельности вызывает глубокое беспокойство. Хаотическое, неконтролируемое распределение информационных ресурсов; отсутствие четкой системы присвоения адресов доменов, в частности для органов исполнительной власти; отсутствие ответственности за информацию, которая распространяется украинскими провайдерами и пользователями этой компьютерной сети; нечеткость финансовых аспектов использования имеющихся каналов связи; исключение из Закона Украины "Про предпринимательство" процедуры лицензирования использования и эксплуатации сетей передачи данных требует немедленного вмешательства в эти процессы соответствующих государственных органов..> Далее глубоко обеспокоенный Фурашев отмечает, что соответствующим Указом Президента (Про некоторые меры по защите интересов государства в информационной сфере> и Программой деятельности Кабинета Министров Украины уже предусмотрена разработка 9 (девяти!!) законопроектов, которые зарегулируют эту сферу деятельности до полной непрозрачности. Но так как они ещё не приняты, а зарегулировать хочется уже, то товарищ Фурашев предлагает "немедленно заняться решением указанных вопросов" "заинтересованным органам" центральной исполнительной власти и двум профильным комитетам. Не следует думать, что "заинтересованные органы" остались безучастны. Как всегда в таких случаях, президентский указ плюс фурашевская обеспокоенность были истолкованы в самом клиническом варианте с точки зрения закона и в самом непосредственном - с точки зрения бизнеса. Несмотря на то, что Указ ещё не вступил в силу, по состоянию на конец первой декады июля на провайдеров Интернет - от центра и до самых до окраин - совершили форменное нашествие местные представители СБУ. В руках у представителей имелись папочки, где лежали предложения о закупке спецоборудования в "почтовом ящике" с киевским адресом. Провайдерам предлагалось немедленно выложить по 20 тысяч долларов за оборудование, провести его установку, и обеспечить выделенный канал связи с представителями "Компетентных органов" - опять-таки за счет самих же провайдеров. И если в центре товарищи в штатском вежливо ссылались на президентский Указ, то в регионах откровенно объясняли, что у некоторых категорий бюджетников - очень туго с зарплатой: Как говорили римляне в запутанных случаях - "Ищи, кому выгодно". С чисто-практической стороны государственный механизм в очередной раз сработал на собственный карман. Схема - классическая. Как только некая сфера выходит из зачаточного состояния без помощи государства, то есть в ней начинают обращаться различимые деньги - тут-то государство её и "лицензирует", то есть обкладывает дополнительным налогом. Причем ставка этого дополнительного налога такова, что мелкие игроки на указанном рынке (уровня частных и малых предприятий) моментально тонут; крупные - получают клиентуру разорившихся мелких, и образуется нечто вроде монопольки с десятком жирных игроков при существенном влиянии государства. Влиянии тем большем, чем в большей степени правящая коалиция вынуждает "жирных котов" (жирных по местным меркам!) нарушить международное и местное законодательство, что может быть использовано государственными же органами в любой момент в случае "неповиновения". Заодно в принудительном порядке находятся потребители спецоборудования, которое просто так, в здравом уме им доброй памяти, никто бы не купил. В результате правящая коалиция подгребает под себя ещё один источник кормления, обеспечивая занятость безгранично раздувающемуся аппарату госслужащих.

Забудьте о тайне переписки

Однако в данном случае тема существенно осложнена нарушениями внутреннего и международного законодательства. Основная проблема в том, что львиную долю трафика сети Интернет составляет электронная почта - E-mail. А применение "спецоборудования" предоставляет "товарищам в штатском" возможность получить не только адрес отправителя и адрес получателя, но и содержание любого письма. Причем "возможность" - это мягко сказано: собственно, вся масса переписки будет гарантировано дублироваться на компьютеры сотрудников СБУ. А они уж будут так поступать с этими письмами далее так, как диктует им их государственный долг и гражданская совесть: Анализировать, однако, предполагается не только собственно почту. Контролю будет подвержен и весь он-лайновый контент, включая статистику ваших обращений к интернет-сайтам (информационным узлам), равно как и информация, с этих узлов загруженная. Родная держава теперь будет точно знать, когда вы обратились и интернет-узлу Верховной Рады, чтобы "скачать" свежий пресс-релиз, а когда "залезли" на гавайский порносайт. И какие именно картинки и тексты (и на порносайте, и в Верховной Раде) Вам пришлись по душе. Остаётся напомнить те немногие и незначительные законодательные акты, о существовании которых в момент подписания Указа N 737/99 Президент то ли забыл, то ли вообще не догадывался. Это статьи 3 и 15 Конституции Украины (в последнем случае так и сказано: "Цензура запрещена"!); статья 31 той же Конституции ("Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом..."); статья 12 Всеобщей декларации прав человека ("Никто не может подвергаться произвольному вмешательству: в тайну его корреспонденции"); статьи 8 и 10 Европейской конвенции по правам человека, ратифицированной Законом ВС N 475/97-ВР от 17.07.97; ст. 17 и 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Постановлением ВС 582-12 от 25.12.90; Статья 9 аб. 2, статья 23 (Забороняеться збирання в_домостей про особу без ii попередньоi згоди, за винятком випадк_в, передбачених законом), ст. 31 и 37 (аб. 5), 38, 44, 50 (аб.2) Закона Украины про информацию: И скорее всего, это ещё далеко не всё. Нарушение указанного букета международно-признанных положений говорит как о состоянии нравов в "верхах", так и о современной украинской трактовке понятия "патриотизм", поскольку все подобные решения выпускаются не иначе как "З метою захисту iнтересiв держави". Держава постулируется как карман; надо понимать, что все патриотические порывы выходят из того же. Иначе могло бы быть, если бы деятели, выпускающие указы и трактовки, достаточно смыслили в "регулируемом" вопросе. Увы: на основании процитированного письма г-на Фурашева такого вывода сделать нельзя. Из этого письма виден не только тот прискорбный факт, что Заведующий отделом информационных систем Кабмина не понимает общефилософской сути феномена Интернет как свободной, нерегулируемой и неподконтрольной международной сети обмена данными, но и то, что он не в ладах даже с конкретными техническими деталями. Иначе бы он знал, что четкая система присвоения доменных адресов существует, и физически основывается на работе международного комитета RIPE, а идеологически - на присвоении соответствующих региональных либо специализационных префиксов в интернет-адресе (например, gov - для правительственных, mil - для военных, com - для коммерческих учреждений). Иначе бы он понимал, что провайдеры не могут нести ответственность за проходящий информационный трафик. Иначе бы он осознавал, что "негайне втручання в цi процеси вiдповiдних державних органiв" приведет не к улучшению ситуации, а к банкротству мелких провайдеров (для которых 20 тыс. долларов - невиданная сумма), сворачиванию Интернет в Украине и к дальнейшему отставанию местных информационных структур (которые и без того развиваются черепашьим шагом) от международного уровня. Но товарищ Фурашев, насколько нам известно - специалист в области авиации. Так что ни к чему ему читать специальную литературу: на таком государственном посту достаточно, очевидно, и голого патриотизма.


Радужные перспективы

Какое развитие событий можно прогнозировать, если в ВС не найдется специалиста, понимающего всю цепочку последствий принятия Указа N 737/99?
В некоторых пост-тоталитарных странах - России, к примеру, контроль трафика Интернет был навязан провайдерам схожими методами. Но имеются и отличия: как правило, это делается за счет госбюджета, а не за счет провайдера, и не у каждого провайдера, а на магистральных каналах, то есть на немногочисленных предприятиях, обеспечивающих провайдерам предоставление каналов связи. Короче говоря в применении к украинской ситуации: хотите плевать на собственную Конституцию и читать чужие письма - ну, посадите спецотдел в Укртелеком, с одним комплектом оборудования на всю ширину канала, и не морочьте голову представителям конечного сервиса:
Увы: такая ситуация для украинского чиновника неприемлема, потому что оборудование придётся покупать за свои деньги, и только один раз. Согласно Указу же установка спецоборудования есть непременное условие получения лицензии. Значит, каждый, предприниматель, который захочет заняться предоставлением интернет-сервиса, будет платить, и один и тот же информационный трафик будет анализироваться многократно на различных этапах (потому что более мелкие провайдеры арендуют часть каналов связи у более крупных). Понятно, что так как структура провайдеров есть структура разветвленная, то банкротство самых мелких не спасёт от соответствующего расширения отделов, занимающихся анализом трафика (перлюстрацией писем, проще говоря) в компетентных органах. Всем им надо будет платить зарплату: чувствуете?..
А учитывая, что уже сейчас самые честные провайдеры рекомендуют корпоративным и частным пользователям "закрывать" критическую почту шифрами с "открытым ключом" длиной 128 бит и более - то факт, что Органам вскоре понадобится и гораздо более мощное оборудование: Видите ли, способ шифрования "открытым ключом" с кодом достаточно большой длины настолько надежен, что мейнфреймам и компьютерным сетям спецслужб придется по несколько недель "напрягаться" над каждым потенциально интересующим их зашифрованным электронным отправлением. И за счет кого они будут покупать новое дорогостоящее оборудование, чтобы справиться с этой напастью? Правильно, за счет провайдеров да пользователей. Либо будет инициирован Закон о запрете использования программ шифрования, чем ещё раз будет продемонстрировано, во что украинское чиновничество ставит Права человека и Конституцию:
Непонятно только, как Украина будет вступать в европейские структуры и получать стабилизационные кредиты на фоне разрастающегося информационного террора внутри страны? Бизнес-бизнесом, монополии-монополиями, а лицо-то всё-таки соблюдать надо?
А то как бы наряду с шестым местом на пьедестале мировых гонителей прессы наш Президент не получил какого-нибудь достойного места в списке нарушителей прав человека. Крайне обидно будет. Понеже мы всё-таки государство демократическое. Пусть не по факту, так хоть по Конституции...

Юрий Радченко.
Журналист, специалист в области Интернет и виртуальной реальности.


Webmaster
(c) I.A. K.I.S.S.